"Рассказ о счастливой Москве" (рецензия и спектакль) Театр п/р О. Табакова Автор: Андрей Платонов Постановка: Миндаугас Карбаускис ✅ Этот режиссер всегда ищет правду, причем ищет её в тексте, а Платонов для подобных поисков - земля обетованная. Москва у Платонова - не город, как можно подумать, это имя молодой девушки - Москва Ивановна Честнова. Героиня спектакля по незаконченному роману Платонова «Счастливая Москва» – выросшая в послереволюционном приюте девушка с выдуманным именем – не мечтает о любви, она сама и есть любовь, счастье, электричество. Она хочет чего-то большего, главного, что никак не может стать исполнимым, – быть сразу всем и всеми, участвовать во всем и отвечать за все, как мировой коммунизм, разлитый в природе. Так она и живет – стремительно и полно, ненадолго становясь то парашютисткой, то работницей военкомата, то спускаясь в шахту метро. И на этом пути томя своей ликующей молодостью всех строителей коммунизма – тоже очень молодых. Карбаускис вместе с художником Марией Митрофановой выстроил на сцене гардероб. Вероятно, тот самый гардероб Дворца культуры, где и встретились персонажи Платонова. Кажется, этот гардероб - временное вместилище самой человеческой жизни: пришел в жизнь - получил номерок, сдал его - ушел навсегда. Всё начинается с вешалки, ею же и заканчивается. Герои стучат номерками о дубовый прилавок с резкостью выстрелов. Серые, серые, серые шинели и - по контрасту - цвета артериальной крови, красная Москва. В боковые поперечины гардероба явно вписаны кресты. Номера, как таблички на могилах: "01 - 22", "23 - 44", "45 - 66"... Наверное, поэтому сердце зрительское то умиляется растроганно, то заходится от острой боли. Гардероб - модель мира. Одни приходят, другие уходят, и нет между ними разницы. Сидишь и думаешь: какие же мы все одинаковые. От перехода с серых шинелей на пестрые курточки ничего не меняется. По-прежнему хотим любить, боимся остаться в одиночестве, смешно и убого ревнуем и рвемся решить вопрос любви "в целом". В гардеробе, как перед Богом, все равны. Но гардероб по мере хода спектакля перевоплощается то в рынок, то в прозекторскую, то в квартиры героев. Роман не превращается в прямые диалоги, актеры читают его, просто разложив на голоса и иногда говоря о своем персонаже в третьем лице, но от этого ощущение становится только острее. Ведь и герои романа часто смотрят на себя словно со стороны. Плотный, распираемый страстью текст Платонова действует почти физически, как удар, заставляющий задохнуться. Такое же впечатление производит и счастливая Москва на знаменитых комсомольцев, собравшихся в клубе, – невзрачного и отрешенного гения-изобретателя Сарториуса (Александр Яценко), вдохновенного хирурга Самбикина (Дмитрий Куличков) и скромного служащего Божко (Андрей Усольцев). Ирина Пегова кажется точно той женщиной, что описана у Платонова, с сиянием счастья, идущим откуда-то изнутри от избытка сил, и мощным биением сердца. Москва – девушка-электричество, она действительно нужна для всеобщего счастья, и та жизнь, что никак у нее не сбывается, действительно больше, чем любовь к одному человеку. Вторая, совсем короткая часть спектакля и романа – о том, что происходит с жизнью, где нет Москвы и нет счастья. Где впавший в тоску и одиночество Сарториус берет себе другое имя, другую судьбу и находит другую женщину – усталую, ревнивую, с восьмилетним строгим ребенком. В его новой жизни вместо любви – долг и жалость, и бывший знаменитый изобретатель, кротко терпя крики и побои жены, только повторяет: «Так и быть должно». Потому что «человек еще не выучился мужеству беспрерывного счастья». А звучащая на финале легкая утесовская песенка «Затихает Москва, стали синими дали…» слышится совсем по-новому. Разглядывая программку уже в очереди в театральный гардероб, замечаешь, что на ней стоит красный штамп – явное послесловие к спектаклю: «За ценные вещи, оставленные в гардеробе, администрация театра ответственности не несет». Бог знает, какие ценные вещи кто из нас оставил в том платоновском гардеробе. Быть может, какие-то надежды или слезы. ✅ В ролях: Ирина Пегова, Александр Воробьев, Яна Сексте, Александр Яценко, Дмитрий Куличков, Алексей Усольцев. ✅ Спектакль - лауреат двух премий Золотая маска": "Лучшая работа режиссёра" — Миндаугас Карбаускис и "Лучшая женская роль" — Ирина Пегова (Москва Честнова).

Теги других блогов: театр режиссура Платонов